Про поток
Про Карамель говорю: «Она родилась с кистью в зубах». Это и впрямь так: моя старшая начала рисовать раньше, чем ходить. И одно из первых слов у нее было «каски» (краски, да). Куда бы дочка ни шла, куда бы мы ни ехали, в сумочке или в рюкзаке, в кармане куртки или в джинсах у нее всегда с собой маленький блокнотик и чуть погрызенный карандашик. Прекрасно понимаю, что практически каждому родителю творения чада кажутся шедеврами, а в каракулях грезится новый Кандинский. Нет, не строю иллюзий на сей счет. Детская гениальность – тяжкий крест. Поэтому не о художественной ценности Амелиных зарисовок пойдет речь (хотя наброски ее мне, например, безумно нравятся, есть в них что-то трогательное). Сейчас о другом. О том, как дети умеют подключаться к потоку и о том, как важно не перекрыть им его. Не так важно, что она рисует, важно КАК она это делает.

Когда она рисует, мир для нее перестает существовать. Вы, несомненно, видели своего ребенка в таком состоянии. И, зуб даю – любовались этим моментом. Ведь да? Конечно, да! Когда ребенок увлечен идеей, когда в его голове есть ему лишь ведомый замысел, который словно нить Ариадны ведет и дитя следует за ним, забывает есть, не слышит окружающего мира, даже дыхание меняется у него…Окликните резко малыша, который что-то создает (башню ли из кубиков строит, ваяет ли проект по техническому моделированию – не суть). Как он на вас посмотрит? Совершенно инопланетно. Он не тут. Он только что был на короткой ноге с Богом самим. Он со-зи-дал. Ведь поймать поток – и есть максимально сократить дистанцию между текущим моментом и вечностью. Задеть струну и услышать отклик Вселенной.
Так важно нащупать у ребенка «творческую страсть» - область, где он будет создавать с упоением. Верю, что она в каждом есть. Мне как маме повезло: Амели нашла свою струну сама. Как-то легко, по наитию, просто стала рисовать. Со мной это было чуть позже: лет в семь-восемь начала писать первые стихи, тексты. Попробуй я спросить дочку, как она рисует, как придумывает сюжеты зарисовок, как держит карандаш, она, вероятно, зависнет и не найдется с ответом. Понимаю. Когда спрашивают, как я пишу – теряюсь до сих пор. Если это и впрямь поток, то тебе сложно сформулировать инструкцию по подключению к нему. Одно знаю точно: нельзя лезть со своими родительскими установками-штампами -клише в область творения. Ах, как часто мы это делаем! На днях, перед сном, расквитавшись с уроками, уже в пижаме, Карамель накидала дивного лисенка. Я, проходя мимо нее, без всякой злой мысли обронила «Красиво! Детка, а тебе не кажется, что надо нарисовать второй глаз?». Ребенок глянул непонимающим взглядом. У нее был ЗАМЫСЕЛ. Чуть позже он стал понятен: зверек подмигивает, выглядывая сбоку, оттого и видать только один глаз. Америки не открою, если скажу, что шаблоны нередко диктуют нам назидательное «Подправь тут! Вот тут не закрашено! Здесь не так! У слонов не бывают треугольных ушей! Почему в доме нет дверей? Космический корабль в форме сердечка?!»
Много позже, став взрослым, человек, разумеется, может и отрефлексировать в себе то, что открывает ему поток, и сможет описать какой-то алгоритм созидания, и научится приманивать свою Музу, подружить ее с трудолюбием, упорством. Но ребенку это неведомо. Еще отведает! А пока он только нашел эту дверцу, и так легко захлопнуть ее если не навсегда, то надолго. Если вы видите, что сейчас ваша детка не здесь, он плывет в чистых водах потока, то тссс…Не спугните. Просто любуйтесь. В мире нет картины прекрасней, чем человек, который творит.
Альбина Батдалова

Когда она рисует, мир для нее перестает существовать. Вы, несомненно, видели своего ребенка в таком состоянии. И, зуб даю – любовались этим моментом. Ведь да? Конечно, да! Когда ребенок увлечен идеей, когда в его голове есть ему лишь ведомый замысел, который словно нить Ариадны ведет и дитя следует за ним, забывает есть, не слышит окружающего мира, даже дыхание меняется у него…Окликните резко малыша, который что-то создает (башню ли из кубиков строит, ваяет ли проект по техническому моделированию – не суть). Как он на вас посмотрит? Совершенно инопланетно. Он не тут. Он только что был на короткой ноге с Богом самим. Он со-зи-дал. Ведь поймать поток – и есть максимально сократить дистанцию между текущим моментом и вечностью. Задеть струну и услышать отклик Вселенной.
Так важно нащупать у ребенка «творческую страсть» - область, где он будет создавать с упоением. Верю, что она в каждом есть. Мне как маме повезло: Амели нашла свою струну сама. Как-то легко, по наитию, просто стала рисовать. Со мной это было чуть позже: лет в семь-восемь начала писать первые стихи, тексты. Попробуй я спросить дочку, как она рисует, как придумывает сюжеты зарисовок, как держит карандаш, она, вероятно, зависнет и не найдется с ответом. Понимаю. Когда спрашивают, как я пишу – теряюсь до сих пор. Если это и впрямь поток, то тебе сложно сформулировать инструкцию по подключению к нему. Одно знаю точно: нельзя лезть со своими родительскими установками-штампами -клише в область творения. Ах, как часто мы это делаем! На днях, перед сном, расквитавшись с уроками, уже в пижаме, Карамель накидала дивного лисенка. Я, проходя мимо нее, без всякой злой мысли обронила «Красиво! Детка, а тебе не кажется, что надо нарисовать второй глаз?». Ребенок глянул непонимающим взглядом. У нее был ЗАМЫСЕЛ. Чуть позже он стал понятен: зверек подмигивает, выглядывая сбоку, оттого и видать только один глаз. Америки не открою, если скажу, что шаблоны нередко диктуют нам назидательное «Подправь тут! Вот тут не закрашено! Здесь не так! У слонов не бывают треугольных ушей! Почему в доме нет дверей? Космический корабль в форме сердечка?!»
Много позже, став взрослым, человек, разумеется, может и отрефлексировать в себе то, что открывает ему поток, и сможет описать какой-то алгоритм созидания, и научится приманивать свою Музу, подружить ее с трудолюбием, упорством. Но ребенку это неведомо. Еще отведает! А пока он только нашел эту дверцу, и так легко захлопнуть ее если не навсегда, то надолго. Если вы видите, что сейчас ваша детка не здесь, он плывет в чистых водах потока, то тссс…Не спугните. Просто любуйтесь. В мире нет картины прекрасней, чем человек, который творит.
Альбина Батдалова
13-12-2016, 09:53