Открыть разделы сайта
» » Счастье ребёнка – не только оценка в дневнике

Счастье ребёнка – не только оценка в дневнике   

Каждый родитель сталкивается с важным этапом жизни своего ребёнка – его поступлением в школу. Как подготовиться к началу учебного года и не забыть о важном, - в свежем материале портала «Про семью».

Счастье ребёнка – не только оценка в дневнике


Говорит психолог

Подробнее об адаптации ребёнка нам рассказала детский психолог Екатерина Верховодова:

- Екатерина, что такое адаптация ребёнка к школе, и сколько она обычно длится?
- Это процесс и, главное, успешный результат взаимодействия ребёнка и той социальной среды, в которую он попадает. Ведь школа – это и новые люди, и новые требования, и новый социальный статус «ученик».
Это очень важный период для первоклассника и его родителей. Он может длиться от двух недель до полугода. Адаптация зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, его взаимоотношения с окружающими, общим уровнем подготовленности первоклассника к школьной жизни.
Значима и помощь взрослых членов семьи. Если они будут действовать сообща, то ребёнок легче перенесёт смену своего статуса и связанные с этим трудности.

- Каковы признаки успешной адаптации?
- Основной признак - это желание ребёнка идти в школу. Причём школьник должен понимать, что он туда ходит учиться, а не развлекаться с друзьями или проводить время, пока папа и мама на работе.
При успешной адаптации у ребёнка хороший сон, он жизнерадостен и активен, нет психосоматических проблем, например, болей в животе или тошноты, резко проходящих в выходные дни и каникулы.
Замечательно, если первокласснику нравятся классный руководитель и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы. Отлично, если появляются новые друзья. Значит, климат в классе и школе его устраивает, а адаптация проходит мягко.
Первоклассник при успешной адаптации отвечает отрицательно на вопрос «Ты хочешь вернуться в детский сад?».

- Как подготовить ребенка к школе, чтобы избежать адаптации или смягчить её?
- Избежать совсем вряд ли удастся. Даже взрослый человек, меняя, например, место работы, испытывает стресс. Что же говорить о ребёнке? Но облегчить процесс можно.

Во-первых, ещё до начала учебного года семье очень важно смягчить свою собственную тревогу за возможные школьные трудности. Важно помнить, что дети легко считывают волнения родителей. Ребёнок думает: «Мама и\или папа волнуются, значит ситуация тяжёлая, я не справлюсь». А уже волнения самого ребёнка, действительно, могут привести к различным школьным неудачам.
Видя спокойствие и уверенность семьи, ребёнок почувствует, что в него верят и знают, что он справится с любыми трудностями. И тогда он пойдёт в школу спокойным и радостным.

Во-вторых, также до начала учёбы, надо говорить с ребёнком о школе. Рассказывать ему, что школа – это не страшное, а интересное место, которое откроет ему много нового и необычного. Что учитель – первый помощник на этом пути, а не враг. Если у родителей имеются какие-то вопросы к учителю, то не стоит посвящать в них ребёнка. Все разногласия должны касаться только взрослых. Очень вредны отрицательные высказывания о школе и учителях внутри семьи. Положительное отношение ребёнка к школе – важная составляющая его успешной учёбы.

В-третьих, надо помочь ребёнку привыкнуть к новому режиму жизни, так как нагрузка идёт не только на психическое здоровье, но и на физическое. Поэтому важно ввести режим дня, если до этого его не ввели. Детям с наступлением школы приходится вставать в одно и то же время, подолгу сидеть, выполняя задания, а для 6-7 лет нагрузка может оказаться слишком большой.
Поэтому важно наблюдать за расписанием ребёнка, давать ему отдыхать, не нагружать уроками, следить за питанием и сном. Стоит подумать о режиме дня заранее, ведь ошибки потом скажутся на здоровье.

В-четвёртых, советую родителям выделить время на ежедневное общение с ребёнком, проявлять интерес к его рассказам о школе и школьной жизни. То, что взрослым кажется неинтересным, для ребёнка может быть самым важным. Если малыш увидит интерес родителей к его делам и заботам, он обязательно почувствует поддержку семьи. Тем более что, слушая внимательно, можно узнать, нужна ли ребёнку помощь и что реально происходит со школьником после того, как за ним закрывается дверь класса.

В-пятых, стоит запомнить одно: не относиться критично к отметкам ребёнка в школе. Я часто сталкиваюсь в своей работе с требовательными родителями. Поэтому хочу отметить: оценки ребёнка – это просто показатель уровня знаний по тому или иному предмету на данный момент. Оценка не имеет отношение к личности ребёнка. Ведь «троечник» - это не плохой человек, а «отличник» - не всегда добрый малый. Поэтому не надо критиковать ребёнка. Не стоит требовать от него идеальной учёбы. Если он просит помощи, нужно помочь. Ведь счастье ребёнка – это не только оценка в дневнике, но и многое другое!

Если период адаптации у первоклассника проходит очень долго, болезненно, а никакие самостоятельные средства не помогают, лучше обратиться к психологу за помощью.

Говорят родители:
Светлана А. (г. Саратов)
- Первый класс для меня стал адом! Сын поначалу бежал в школу радостный и в предвкушении. А через три недели отказался наотрез туда идти! Он плакал, жаловался на головные боли, рвал тетради. Каникулы мы встретили как манну небесную. Но после - снова начался кошмар. Приходилось силком поднимать, тащить в школу. Даже в садике такого не было! Учитель жаловалась на поведение сына, сын – на учительницу. Выход мы нашли только один: сменить класс. Сейчас сын работает с психологом, а я готовлю валерианку с надеждой, что она не понадобится.

Наталья Т. (г. Чита)
- Нам адаптация далась, скажем так, средне. Ребёнок очень хотел остаться в саду, но разговоры в семье велись в «мирном ключе», то есть, мы все (взрослые) говорили, как классно учиться, как много там можно узнать, сколько в школе новых друзей и т.д. И уже к началу первых каникул ребёнок привык, стал лучше просыпаться, не капризничал, если требовалось дополнительно заниматься по какому-то предмету. Правда, к концу года, примерно в апреле, он уже устал. Видно было, что идёт в школу без энтузиазма, вяло отвечает на уроке. Иногда я договаривалась с учителем и забирала его после основных уроков, чтобы просто отдохнул. Считаю, что 5-6 уроков в день для начальной школы это слишком, но от этого никуда не денешься. Сейчас он идёт во второй класс. И уже сам ждёт школу. Там ведь друзья и ещё столько интересного!

Мария В. (г. Новоуральск)
- В прошлом году младший пошел в 1 класс. Ребенок непростой, в садик ходил плохо, фактически отходили только подготовительную группу, часто болел. Школу и учителя выбирали тщательно. Очень переживала, как там все сложится. К счастью, адаптация прошла хорошо, в школу ходил с удовольствием весь год, дома спокойно делал домашку (задавали немного). Единственное, что после школы тяжело куда-то вытаскивался. Тренировки почти забросили.

Лариса Р. (г. Троиц, Челябинская обл.)
- Сын ходил в подготовительный класс. Попал к тому же учителю, что вёл курсы, поэтому был хорошо с ней знаком. Я особо не переживала. Внешне всё было нормально, легко вставал (жаворонок), легко справлялся с домашними заданиями (сам), отличник, не болел. Его подвёл перфекционизм и некая педантичность. Он очень хотел, чтобы всё было идеально. Ко второму полугодию появилось лёгкое покашливание. В итоге выяснилось, что это респираторный нервный тик. Пили препараты, помогло. Второй класс прошел уже без подобных проблем, правда, из круглого отличника к концу года стал обладателем одной четверки. Сын расстроился, но пережили.
Сейчас, оглядываясь назад, я бы сходила с ним к психологу до начала учебного года. Мне со старшим психолог помог выстроить нормально период адаптации. С младшим этот момент я упустила, не посчитала необходимым. Получается, что зря.



По магазинам

Сборы в школу – не только психологическая, но и материальная подготовка. И здесь родителей ожидает удар по семейному бюджету. Хоть образование в России и бесплатное, но собрать ребёнка в школу иногда сопоставимо с поездкой на курорт. Здесь каждый решает проблему по-своему. Кто-то из родителей покупает необходимое в течение года, а кому-то удобнее приобрести всё за один раз. Так что же необходимо купить к школе?

Ранец
Это один из обязательных пунктов в тратах родителей. Цены на них зависят от многих факторов: производитель, материал, эргономичность. Здесь специалисты советуют не гнаться за дешевизной, а выбирать с умом, при этом, не переплачивая за известность бренда, если характеристики ранца не соответствуют критериям. Ортопеды рекомендуют выбирать анатомические ранцы, а не портфели или тряпочные рюкзаки с мягкой спинкой. Лямки ранца должны быть регулируемые, S-образной формы и шириной 5-8 см. Тогда они равномерно распределяют вес, не давят на плечи и хорошо фиксируют ранец за спиной. Размер ранца зависит от роста школьника. Убедитесь, что он не выступает за плечи ребёнка, нижний край проходит по уровню талии, а верхний – по линии лопаток. Вес ранца с наполнением должен быть не более 10% от массы школьника.

Школьная форма
Здесь стоит отталкиваться от тех требований, которые предъявляет конкретная школа. Где-то необходимо покупать форму определенных расцветок с вышитыми эмблемами школы, в каких-то регионах достаточно иметь опрятный вид и не слишком яркую одежду. Поэтому перед покупкой лучше проконсультируйтесь в администрации школы, куда пойдёт ваш первоклассник, чтобы не выкидывать деньги на ветер.
Но и тут есть универсальный совет – не стоит покупать полностью синтетическую одежду, так как ребёнку в ней придётся проводить очень много времени. Лучше выбрать натуральные ткани с небольшим добавлением синтетики, которая не даст одежде помяться.

Обувь
Если в школе нет особых требований к обуви, то выбирайте удобную. Такую, чтобы ребёнок смог самостоятельно переобуть. В зимний период, даже если в школе нет требования к «сменке», всё же лучше её купить. Ведь сидеть 5-6 часов в зимних ботинках или сапогах – не полезно для здоровья. Да и просто некомфортно.

Спортивная форма
Если в школе нет особых требований к спортивной форме, например, одежда определённых цветов или фасона, то здесь каждый исходит из своего кошелька. Но всё же самые важные критерии при выборе любой спортивной обуви  фиксация и амортизация. Здесь экономить нельзя и стоит присмотреть обувь известных брендов. Эти фирмы дорожат своим именем, следя за качеством, ведь их обувь используют спортсмены со всего мира, в том числе и на международных соревнованиях. Поэтому их продукция производится с новейшими технологиями и на высоком уровне.

Тетради для занятий
Сейчас почти к каждому учебнику выпускают дополнительные тетради для занятий. И покупка их чаще всего ложится на плечи родителей. Список необходимых тетрадей составляет школа, согласно программе обучения. Поэтому лучше всего заранее брать списки в канцелярии или у учителя, чтобы успеть приобрести всё необходимое. В некоторых регионах школа закупает тетради централизованно за счёт своего бюджета или средств родителей. А иногда родительский комитет класса делает оптовый заказ в издательстве, что бывает выгодно и удобно для всех: и учителей, и родителей.

Канцелярские принадлежности

Здесь список год от года мало меняется. И его тоже, чаще всего, выдаёт школа. Если вам по какой-то причине список не выдали, то знайте, что стоит купить:

- Простые тонкие тетради – о них лучше спросить у учителя. Но чаще требуют зелёные тетради с узкой линейкой и косой наклонной линией, а также тетради в крупную клетку. И покупайте их с запасом, так как они могут понадобиться для черновиков.

- Дневник. Конечно, в первом классе оценок не ставят, но дневник в большинстве школ – это традиция. Туда записывают заметки учителя, расписание, а также фамилии учителей, ведущих уроки. Поэтому здесь нет особых требований, но опытные родители рекомендуют дневники с твёрдой обложкой, чтобы он подольше сохранял красивый внешний вид.

- Ручки с синей пастой. Причём с запасом, так как они имеют свойство теряться. Проверьте, чтобы ребёнку было удобно держать ручку, а линия на бумаге была не слишком толстой, не размазывалась и не растекалась. Следует помнить, что лучшая ручка для первоклассника  самая простая, которая будет восприниматься как рабочий инструмент, а не игрушка. Она должна быть, прежде всего, удобной и безопасной, а от сувенирных ручек лучше отказаться вовсе. Они яркие и интересные, но крайне неудобны для неопытных «писателей».

- Карандаши. Простые карандаши лучше покупать средней жёсткости ТМ (НВ) – они легче стираются с бумаги и не оставляют грязи. А корпус карандаша выбирать лучше в классическом варианте. Следует помнить, что в первую очередь – это рабочий инструмент ребёнка, и он должен быть удобен.

- Ластик, точилка, линейка. Ластик учителя советуют покупать белого цвета, так как он не красит бумагу. И купить лучше несколько штук, под запас. Точилку каждый выбирает по своему бюджету, благо сейчас огромный выбор на любой вкус и кошелёк. Но опытные родители рекомендуют покупать точилки двойные – для карандашей разной толщины. А домой можно купить автоматическую точилку с ручкой, чтобы заточка проходила быстрее и качественнее. Линейку лучше выбирать по размеру пенала. Чаще всего учителя не советуют покупать прозрачные линейки – ребёнку сложнее рассмотреть на ней цифры.

- Обложки для учебников и тетрадей. Здесь обычно требований школа не предъявляет, но всё же лучше не жалеть денег и купить обложки, плотностью 100 мкм, так как они прочнее и прослужат дольше.

- Принадлежности для рисования и творчества. Цветные карандаши, акварельные краски, гуашь – от 6 цветов до 12. Кисточки для рисования № 3, 5 и 9, стакан-непроливайка. Альбом для рисования на пружине от 24 листов. Цветная бумага и цветной картон – не меньше двух наборов, так как это – расходный материал. Ножницы, клей-карандаш, клей ПВА с удобной крышкой или носиком-кисточкой. Восковой пластилин 6-12 цветов. Клеенка или подложка для творчества, чтобы не испачкать парту. Удобная папка для всего этого добра. Если в классе есть шкафчик для хранения школьных принадлежностей, то не забудьте подписать папку, чтобы ребенок смог быстро найти её.

- Закладки, подставка для книг, веер цифр и букв – покупается индивидуально, исходя из потребностей школьника и требований учителя. Иногда веер букв и цифр не требуется совсем, поэтому лучше проконсультируйтесь перед покупкой с учителем.

Говорят родители:
Татьяна Н. (г. Липецк)
- Мы закупаем в течение года, ловя скидки. Канцелярка сейчас в свободном доступе, поэтому я просто смотрю, где дешевле. Рюкзак – как придётся, поскольку одного обычно хватает на 2-3 года. А вот одежду покупаю уже перед школой, так как уже бывало – за пару месяцев до школы резкий скачок роста и вся купленная одежда стала маленькой.

Ася С. (г. Алматы)
- Канцелярию покупаю в интернет-магазине. Сидишь себе на диване и набираешь тетрадки, ручки, альбомы… Спортивную форму и обувь покупаю в известном спортивном супермаркете. У них как раз перед школой хорошие цены появляются. Вот со школьной формой да, беда. Наша гимназия требует особых цветов, плюс шевроны. И приходится бегать, выискивая юбки и пиджаки необходимых расцветок. Радует ещё, что шевроны школа сама заказывает. Нам только остаётся оплатить это «удовольствие».

Дарья И. (г. Дзержинск, Нижегородская область)
- Я всё покупаю в СП (совместные покупки). Мне так удобнее и выгоднее. Например, блузка в магазине стоит 1300, а в СП точно такая же уже 900. То же самое и с канцеляркой. Покупаю оптом, и потом года 2 не знаю проблем с ручками, тетрадками и прочими мелочами.

Да, сборы в школу - это целое приключение. В наших силах сделать его увлекательным: пусть у первоклассников остаются приятные воспоминания о начале нового жизненного этапа.

Текст: Екатерина Хлопотова
Фото: Алёна Денисова


15-08-2019, 08:35
Просмотров: 121